Формирование социокультурной среды для всестороннего развития и социализации личности обучающихся, проживающих в общежитии. Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры обучающегося. С одной стороны это пространство социокультурного самоопределения подростка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями, но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности обучающегося, которая определяется как социокультурная среда образовательного учреждения. Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя как частицу мира, подросток включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией. До вступления во взрослую жизнь обучающиеся должны обрести достаточный уровень интеллектуальной готовности и способности к адаптации в обществе. Поэтому создание условий для успешной социализации обучающихся, проживающих в общежитии, освоение ими норм и правил проживания является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя общежития. Социализация личности – это процесс формирования социальных качеств личности, которые позволят человеку жить в обществе и осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания. Поэтому одной из основных целей воспитательной работы в общежитии мы ставим: создание комфортных условий для проживания, саморазвития, самореализации и самоопределения обучающихся. Первостепенной воспитательной задачей мы ставим: формирование социально- бытовых навыков поведения. Многие обучающиеся, придя в техникум, недостаточно владеют навыками самообслуживания(не умеют и не желают убирать в комнате, стирать свою одежду, следить за личной гигиеной). Поэтому с сентября месяца в план работы включаются ежедневные воспитательные беседы на тему: «Как пользоваться плитой», «Как приготовить обед», «Правила и навыка личной гигиены» и др. Совместно с ребятами готовим ужин. Практически показываю и объясняю им наглядно. Приучаю к правилам личной гигиены и соблюдению санитарно- гигиенических норм. Два раза в неделю проводим генеральную уборку комнат, в выходной у нас банный день.(стираем личные вещи и моемся). Уделяется большое внимание культурно – гигиеническим навыкам, в частности даю советы по личной гигиене, провожу беседы и контролирую. Следующей воспитательной задачей является- формирование положительного отношения к труду, как необходимой составляющей в жизни каждого человека. В общежитии техникума организовано дежурство по бытовой комнате.(моют полы, плитку, столы, выносят мусор), так же организована уборка территории общежития в течение всего учебного года. Ребята ухаживают за клумбой и делают это по личной инициативе. А так же ухаживают за цветами в холле второго этажа. Целесообразно организованная трудовая деятельность обучающихся не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения придаётся формированию навыков здорового образа жизни, вовлечение к занятиям физкультурой и спортом. С обучающимися техникума проводятся мероприятия по здоровому образу жизни: театрализованная постановка «Суд над вредными привычками», риск – версия «Хочешь быть здоровым – будь им!», проводились неоднократно беседы о вреде алкоголизма, табакокурения. Многие ребята посещают секции техникума и ФОКа «Атлант»: 6- на волейбол, 2- на футбол и хоккей, 1 посещает кружок танцев. Не для кого не секрет, что контингент подростков, проживающих в общежитии очень сложен. Ребята приходят из социально-трудных семей, поэтому бывают случаи нарушения правил проживания в общежитии(т.е.приходят в общежитие в состоянии алкогольного опьянения, курят в неположенном месте). Таких обучающихся вызываем на совет общежития, где обсуждаем их поведение и принимаем решение о применении к ним, в качестве наказания, трудотерапии. Так же по каждому подобному случаю ставлю в известность родителей. Большее влияние на развитие личности обучающегося оказывает та микросреда в которой он находится. И здесь важную роль играет студенческое самоуправление общежития. Совет общежития является помощником воспитателя в вопросах воспитания. Он имеет право заслушивать и обсуждать поведение обучающихся, допустивших нарушение Правил проживания, ходатайствовать перед заместителем директора по УВР о поощрении или наказании, проводить рейды по проверке состояния комнат. Именно так подростки проходят “уроки жизни”, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, стать активными участниками процесса социализации. Работа органа самоуправления иногда намного действеннее, чем деятельность воспитателя, так как подростки сами контролируют деятельность своих сверстников. Большая роль в самоактуализации и социализации личности подростка в общежитии принадлежит досуговой деятельности. Поэтому ещё одной важной задачей в работе воспитателя является воспитание культуры поведения, формирование духовно – нравственных ценностей. В целях приобщения к общечеловеческим духовным ценностям, воспитания личных эстетических вкусов, развития самостоятельного творчества в сфере организации досуга, создания условий для нравственно – эстетического воспитания у молодёжи были проведены, уже ставшие традиционными следующие мероприятия : «Добро пожаловать, первокурсник», «Осенний бал», тематическое мероприятие «Конфликты и способы их разрешения».Совместно с библиотекарем были проведены следующие мероприятия : посвящённое дню толерантности «Разные, но не чужие- мир через культуру», конкурсная программа «Есть такой народ студенты», творческий вечер «Венок певцу бревенчатой избы», конкурсно – развлекательная программа «День российского студента», «День Святого Валентина» и другие. Ребята активно участвовали в данных мероприятиях, проявляя свои способности и таланты. Всё это способствует формированию общей коммуникабельности и как следствие – социальной активности. В общежитии работает кружок прикладного творчества «Умелые ручки». В воспитательной комнате собраны поделки из оригами, вышивки крючком и крестиком. Многие воспитанники общежития участвовали в волонтёрской деятельности. Ребятами были подготовлены театрализованные постановки для воспитанников реабилитационного центра «Ласточка» «Лето – пора радости и смеха», «Подари праздник» и др. Такое общение оказалось необходимым не только малышам, но и подросткам. В ходе реализации проектов ребята смогли увидеть проблемы в социальной среде и найти некоторые пути их решения. Реализация проекта дала возможность почувствовать участникам их значимость, ответственность за порученное дело. Я считаю, что та воспитательная среда, созданная в общежитии, направлена на развитие нравственных ценностей, культуры поведения, социальной активности и обеспечивает развитие личности воспитанников, поддержку индивидуальности, полноценное удовлетворение её духовных, культурных, социальных потребностей, способов самореализации.
|